Первый из России!

Практически в любом оркестре мира сейчас работают музыканты, которые общаются между собой по-русски. Сингапурский оркестр не исключение. Знакомтесь –  Александр Суптель, Евгений Брокмиллер, Ольга Александрова и Геннадий Музыка – из России, Николай Коваль – с Украины, Гульнара Машурова – из Казахстана.

Все музыканты также преподают в Консерватории и в Академии изящных искусств Наньянг. Мы пообщались с Геннадием Музыкой, который стал первым русским музыкантом в Сингапурском Симфоническом Оркестре!

 

 

Геннадий, как Вы оказались в Сингапуре? Как долго здесь работаете?

Впервые я побывал здесь в 1990 году. Когда через два года мне поступило предложение из Сингапурского симфонического оркестра, долгих размышлений не потребовалось: я собрался, приехал, поиграл руководству оркестра и с тех пор вот уже почти двадцать лет работаю здесь.

 

Геннадий Музыка

 

Насколько популярна в Сингапуре европейская музыкальная традиция по сравнению с традиционным китайским искусством?

На мой взгляд, очень популярна. Достаточно прийти на концерт классической музыки и увидеть, что большинство зрителей это не иностранцы. А сколько народа приходит на регулярные концерты оркестра в Ботаническом саду!

Я помню один из таких концертов, когда минут через десять или пятнадцать после начала пошел хороший сингапурский дождь. Музыканты отодвинулись от края сцены, чтобы вода не попала на инструменты, зрители раскрыли зонты, постелили на траву полиэтиленовую пленку и концерт продолжился! Никто, практически, не ушел, люди сидели под дождем и слушали музыку. Звучит банально, но именно в такие минуты понимаешь, что делаешь свое дело не зря.

 

Александр Суптель

 

В Сингапуре так много любителей классической музыки?

Особенно среди молодежи! Есть даже свои любительские симфонические оркестры. Например, Сингапурский национальный молодежный оркестр: в нем играют учащиеся старших классов школ и студенты колледжей и попасть в него непросто – очень много желающих! Есть свой любительский симфонический оркестр и в Национальном Университете, струнные оркестры, исполняющие классические произведения есть и в некоторых общеобразовательных школах и колледжах. И, конечно, нельзя не упомянуть такой великолепный любительский коллектив, как Сингапурский симфонический хор, который регулярно выступает с нашим оркестром. Они исполняют сложнейшие произведения на таком высоком уровне, что изумляют приезжающих петь с нами профессиональных певцов, солистов и дирижеров.

 

Ольга Александрова

 

Существует мнение, что азиаты обладают исполнительностью, нежели креативностью. Есть здесь свои Шопены, Рахманиновы, Моцарты?

На престижных музыкальных состязаниях таких, как Конкурс им. П. И. Чайковского почти всегда в списке лауреатов есть музыканты из Азии. А ведь на таких конкурсах оценивается не только техническое мастерство, но и как раз то, что называется творчеством. На мой взгляд, хороший музыкант или не очень – от национальности, конечно же, не зависит. Да, можно сказать, что педагогическая традиция в Азии это, прежде всего, сильная техническая подготовка. Но что же в этом плохого? Без хорошей техники никакая «креативность» не поможет. Технический уровень среднего музыканта из Азии очень высок, у кого-нибудь он может быть даже гораздо выше, чем его творческий потенциал, и это несоответствие чувствуется в его игре. Но с другой стороны, если бы все обладали прекрасной техникой и при этом могли раскрыть полностью свой творческий потенциал, свои творческие возможности, то тогда на сцене выступали бы одни лишь гении.

 

Евгений Брокмиллер  /  Николай Коваль

 

Какие различия существуют в методике преподавания, в отношении к предмету, в целях?

Высшее музыкальное образование – Сингапурская консерватория Янг Сью Тох – соответствует самым высоким международным стандартам.

На мой взгляд, основные различия находится в сфере детского начального музыкального образования. У нас оно было комплексным: в музыкальной школе помимо основного инструмента ребенок изучал теорию, историю музыки, фортепиано, в том случае, если основным инструментом был другой, посещал хор, оркестр. Здесь, даже в музыкальных школах, ребенок может только, скажем, играть на скрипке и понятия не иметь ни о теории, ни о гармонии, ни о том, когда жил и кто такой был Моцарт. Результат такого обучения, как говорил К. Прутков, «подобен флюсу».

Большинство детских педагогов в Сингапуре просто обязаны выдавать быстрый результат любой ценой. Если родители через месяц после начала занятий не услышат, как их чадо выстукивает одним пальчиком какой- нибудь мотивчик, они могут запросто забрать ребенка из музыкальной школы или от частного педагога. А ведь начальная стадия обучения самая важная для последующего музыкального развития. Очень важно, как говорят, «поставить руки», начать профессиональную тренировку слуха. Наши педагоги занимались этим неделями, месяцами прежде, чем мы начинали играть какую-нибудь простую песенку.

А здесь так нельзя, маркетинг требует другого подхода. Наиболее талантливые при упорной работе могут потом перевести это «количество» в «качество», но многим детям этого, к сожалению, так и не удается.

Фев 28, 2012Русские в Сингапуре, Статьи
Comments are closed